Программа развития классного коллектива
1. Государственные заказчики : родители класса, администрация школы
2. Основные исполнители программы : классный руководитель, учителя-
предметники, работающие в классе
3. Цель программы:
• формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности
в многонациональной «поликультурной» среде, обладающего развитым чувством
понимания и уважения других культур;
• формирование и воспитание навыков толерантного поведения и сознания
4. Основные задачи:
• воспитание гуманистической личности;
• внедрение в практику поведения школьников стандартов и культуры
толерантного поведения;
• овладение школьниками культурами национальной, российской,
общечеловеческой
5. Сроки и этапы реализации:
1 этап -2005-2006 уч.г.
2 этап -2006-2007 уч.г.
3 этап -2007-2008 уч.г.
4 этап-2008-2009 уч.г.
6. Ожидаемые конечные результаты:
• высокий уровень развития и активной реализации в органическом единстве следующих компонентов:
1) знаний истории культур народов России, Чувашской Республики;
2) качеств личности – гуманизма, достоинства, дружбы, терпимости;
3) культуры общения – взаимопонимания, сотрудничества,
4) коммуникабельности, взаимопомощи, миролюбия;
• создание банка данных по воспитанию классного коллектива через формы, методы, технологии воспитательной работы;
• реализация личностно-ориентированного подхода в обучении
7. Система организации контроля за ходом исполнения Программы
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляют методический совет и административный совет МОУ «Староурмарская СОШ»
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОГРАММЫ
Становление открытого, гражданского общества в России, продолжение демократических реформ нуждается в консолидации общества. Сохраняется социальная напряженность в обществе, продолжаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Наблюдаются всплески ксенофобии, насилия, терроризма.
Нам кажется, что именно школа имеет реальную возможность приостановить деструктивные процессы в обществе и помочь сформировать у школьников толерантное поведение, веротерпимость, миролюбие. Воспитательная работа в духе мира особенно важна и потому, что населённый пункт многонациональный, ещё по соседству с нами живут татары и русские.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
• создание условий для становления интеллигентной конструктивно-деятельной и социально-ответственной личности, способной жить в мире новых человеческих отношений, основанных на общечеловеческих ценностях, успешно применять свои знания, умения и навыки в производственной, культурной, научной сферах, основанных на передовых технологиях;
• создание условий для саморазвития учащегося как субъекта деятельности, как личности, а также удовлетворение его дополнительных образовательных потребностей;
• воспитание гуманистически ориентированной личности;
• овладение школьниками культурой национальной, российской, общечеловеческой;
• внедрение в практику поведения школьников стандартов и культуры толерантного поведения;
• воспитание стремления к самообразованию, творчеству;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье;
• формирование общекультурных умений и навыков, способностей и склонностей к общению, ценностного отношения к личности и окружающему миру, ответственного отношения к жизни;
• воспитание гражданской правовой культуры, воспитание любви к Родине;
• воспитать нравственно-целостную личность с активной «Я-концепцией»;
• подготовить учащихся к жизни в поликультурной и многонациональной среде, воспитать в духе уважения к другим народам, понимания и принятия их культуры
ПУТИ РЕШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Ребенка воспитывает все, что окружает. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями друг к другу, к окружающему миру, к самим себе, ибо «нравственность постигается и применяется не из чьих-то речей, а из реальных отношений между людьми, которые ребенок видит, испытывает и осуществляет сам». (Соловейчик В.)
Школьная культура атмосферы
• Стиль взаимоотношений
• Словесные методы
• Урочная и организованная специальным образом познавательная и воспитательная внеурочная деятельность
• Творческая деятельность
• Собственный пример
• Опора на семью, семейные традиции, поддержку
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ
• Гуманизм во взаимоотношениях «учитель-ученик», «ученик-ученик»;
• Демократизм, уважение ученика;
• Индивидуальный подход;
• Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
• Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе
• Принцип целостности и системности
• Многовариативность и альтернативность
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
Воспитание классного коллектива опирается на общечеловеческие нравственные ценности
Таковыми являются фундаментальные понятия:
• Земля – Общий дом людей. Земля людей и живой природы.
• Отечество – Родина человека, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков.
• Семья – Человеческая общность ребенка, среда его развития.
• Труд – Основа человеческого бытия, вид деятельности, выделяющий человека из животного мира.
• Знание – Результат творческого труда, средство развития личности.
• Культура – Духовное и материальное богатство, накопленное в процессе развития человечества.
• Мир – Покой, согласие между людьми, народами, государствами. Условия существования Земли и человечества.
• Человек – Ценность, цель, объект, результат воспитательной работы.
ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ
• Главная цель воспитания – счастливый человек
• Воспитание без уважения – подавление
• Интеллигентность – антипод невежеству
• Дорожи доверием святых воспитанников, береги ребячьи тайны
• Дети должны быть лучше нас, жить они должны лучше
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
• На уровне учебной деятельности:
- корректировка учебных программ, реализация национально-регионального компонента Базисного плана Чувашской Республики, профилизация образования, информатизация учебного процесса.
• На уровне воспитательной работы:
- формирование гражданской ответственности, правовой самостоятельности, духовности, толерантности через систему классных часов, воспитательных дел класса, тестирование учащихся, участие в кружках, клубах, секциях.
• На уровне воспитательного взаимодействия с родителями:
- проведение родительских лекториев
- проведение совместных дел, праздников
- индивидуальная работа с родителями
• На уровне профессионального образования педагога:
- повышение квалификационного уровня
- разработка методики составления авторских программ
- участие в опытно-экспериментальной работе
- создание банка интерактивных форм, методов, технологий воспитания
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности:
• дискуссии, диспуты
• ролевые, деловые, образовательные игры
• экскурсии, походы
• «круглые столы», ток-шоу, брейн-ринги
• соревнования
• викторины
• встречи
• тренинги
• аукционы знаний
• заочные путешествия
• интеллектуальные марафоны
• проектные игры
• театры-экспромты
• уроки в музее
• КВН
• акции милосердия
ВОЗРАСТНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 ТИП: 1-2 классы
· акцентирование на расширении представлений о природе;
· ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в театре…;
· развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной(ценностно-ориентационной), общественной.
2 ТИП: 3-4 классы
· акцентирование на расширении представлений о человеке;
· изучение себя как человека во всех сферах жизнедеятельности: физические, психические, социальные качества и особенности отношений к разным явлениям жизни в семье, школе, кругу друзей, среди незнакомых, в путешествиях, наедине с собой и т.д.;
· обучение школьника способам саморегуляции (самообразование, самовоспитание, самодеятельность) во всех видах деятельности: общении, познавательной, трудовой, художественной, спортивной и других.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
• педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.)
• концепция поликультурного образования (Малькова З.М., Макаев В.В., Супрунова Л.Л.)
• педагогика сотрудничества (Иванов И.П., Караковский В.А.)
• педагогика педагогической поддержки (Газманов О.С.)
• гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.)
• личностно-ориентированная педагогика
• игровые технологии
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
Выпускник начальных классов МОУ «Староурмарская СОШ» – интеллектуальная конструктивно-деятельная и социально-ответственная личность, способная жить и трудиться в современном обществе. Выпускник подготовлен к жизни в поликультурной среде, воспитан в духе уважения к другим народам, имеет толерантное поведение.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗРЕЛОСТИ ВЫПУСКНИКА МОУ «Староурмарская СОШ»
• подготовленность к познавательной деятельности («человек обучающийся»)
• подготовленность к реализации сферы досуга («человек отдыхающий»)
• сознательное отношение к своему здоровью («человек здоровый»)
• творческое отношение к общественной жизни («человек общественный»)
УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Рабочая группа:
Антонов С.Н. – зам. директора по воспитательной работе
Васильева Г.Г. – старшая вожатая
Николаева И.Г. – классный руководитель
Родительский комитет класса
Отчет о ходе реализации Программы и выполнении действий осуществляется 1 раз в четверть
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа воспитания классного коллектива реализуется в рамках:
• программы развития школы «Школа нового поколения»
• концепции поликультурного образования
• опытно-экспериментальной работы по теме «Духовность и культура в нравственном становлении личности в поликультурном пространстве»
• подпрограмм: «Патриот», «Одаренные дети», «Школа и семья», «Здоровье и дети», «Воспитание в духе культуры мира», «Программа дополнительного образования». |